Мы работаем
по всей Украине
Задайте вопрос прямо нам:
Telegram
ООО "ИНТЕЛ ИНЖЕНИРИНГ"
Статьи
Net billing в место зеленого тарифа. Какие изменения ожидают солнечную энергетику в 2023 году?

Net billing в место зеленого тарифа. Какие изменения ожидают солнечную энергетику в 2023 году?

Друзья, сегодня мы хотим рассказать о новых правилах игры на рынке солнечной энергетики, которые будут введены с начала 2023 года. Они будут применены исключительно к новым электростанциям, введенным в эксплуатацию с начала 2023 года. Для всех домашних солнечных электростанций, которые сегодня имеют подписанный договор на «зеленый тариф», или успеют заключить его до конца 2022 года все останется так, как было. Условия зеленого тарифа будут действовать до конца 2029 года. Поехали 🙂

Месяц назад Минэнерго опубликовало проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины об усовершенствовании условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии генерирующими установками потребителей«. Всем, кто планирует установить солнечную электростанцию ​​дома или на предприятии, настоятельно рекомендуем ознакомиться с текстом проекта закона. В экспертной среде господствует мнение, что закон будет принят без особых изменений.

Мы проанализировали текст проекта закона и сопроводительных информационно-аналитических материалов и обращаем ваше внимание на основные положения нововведений.

Зеленый тариф для новых абонентов отменяют

В пояснительной записке к проекту договора приводится аргумент, что стремительный рост количества домашних солнечных электростанций, работающих по условиям зеленого тарифа, приводит к постоянному росту доли платы за передачу электроэнергии, которую платят коммерческие потребители. Ведь именно на оператора системы передачи электроэнергии возложены обязанности по финансированию развития генерации из альтернативных источников энергии.

Проще говоря, Укрэнерго как оператор системы передачи финансирует Гарантированного покупателя на сумму его обязательств перед домохозяйствами по зеленому тарифу. Эти средства, в свою очередь, «Укрэнерго» закладывает в тариф на передачу. При этом население покупает электроэнергию по фиксированной цене так называемого ПСО, которая вообще существенно ниже рыночной. А бремя развития малой солнечной энергетики ложится на коммерческих потребителей (предприятия Украины) в виде доли платы за передачу.

Например, на сентябрь 2022г для абонентов подключенных к сетям АО «Сумыоблэнерго» эта плата составляет 34,5 коп./кВт. без НДС.

В целях недопущения дальнейшего роста перекрестного субсидирования одних потребителей (собственников домашних СЭС) за счет других (коммерческие потребители) чиновники предлагают остановить увеличение количества домашних солнечных электростанций, работающих по «зеленому» тарифу. Также в вину домашним СЭС вменяется то, что пятая часть всех домохозяйств, где установлены такие станции, имеет очень малое собственное потребление. А значит, владельцы таких СЭС нацелены на получение максимальной прибыли от продажи электроэнергии государству.

А как еще это должно было быть? С самого начала закон об альтернативных источниках энергии был прописан так, что «зеленый» тариф был привлекательным объектом инвестиций для частного капитала. При этом инвестор за свой счет строит себе бизнес с доходностью 25% годовых в Евро и при этом платит с него 18% налогов в местный бюджет.

Почему «Net billing», а не «Net metering»

В пояснительной записке приводится краткий анализ двух схожих механизмов стимуляции развития альтернативных источников энергии:

  • NET METERING – «чистое измерение». Учет производимой в сеть электроэнергии производится в киловаттах, и на счету абонента накапливаются единицы энергии – киловатт. В те месяцы, когда потребление превосходит генерацию, эти единицы энергии списываются со счета абонента;
  • NET BILLING — «чистая продажа». Учет производимой в сеть электроэнергии производится в киловаттах, но зачисление на счет абонента производится в денежном эквиваленте по определенной цене покупки электроэнергии у абонента. В те месяцы, когда потребление превышает генерацию, с этого счета списываются денежные средства абонента по определенной цене продажи электроэнергии абоненту.

Чиновники отмечают, что Координационная группа при Энергетическом Сообществе ECDSO-E не рекомендует использовать механизм «Net metering», поскольку при этом не учитываются сезонные изменения стоимости электроэнергии, а общая энергетическая система используется абонентами как бесплатное хранилище для хранения электроэнергии. Поэтому инициативной группой принято решение о внедрении именно системы «Net billing».

Следует отметить, что для двух разных групп потребителей (население и бизнес) схема купли-продажи производимой электроэнергии будет действовать по разному. Стоимость выкупа у них и продажи им электроэнергии будет разной.

Net billing для частных домохозяйств будет по факту Net metering

Проект закона указывает, что стоимость, по которой ПУУ (поставщик универсальных услуг) будет выкупать электроэнергию у частных домохозяйств, равна стоимости электроэнергии на соответствующее время суток на рынке «на сутки вперед», но не более максимальной цены на электрическую энергию для бытовых потребителей, которая установлена решением Кабинета Министров Украины согласно статье 62 Закон Украины «О рынке электрической энергии».

А теперь внимание! Цена на РСВ колеблется в пределах от 2 до 4 грн./кВт*ч., а население, как известно, имеет цену электроэнергии 1,68 грн./кВт*ч. В таких условиях можно утверждать, что механизм Net billing для частных домохозяйств будет работать по факту как Net metering. То есть с самого начала льготную цену на электроэнергию, население будет продавать ЧУУ эту электроэнергию по такой же заниженной стоимости, а в зимний период года, по этой же стоимости будет выкупать для своих нужд. Именно используя энергетическую систему страны как бесплатное хранилище электроэнергии, чего так хотели избежать чиновники 🙂

Net billing для предприятий. Как продать излишки генерации электростанции?

Проект закона предусматривает возможность продажи излишков генерации также для малых не бытовых потребителей с установленной мощностью до 50 кВт включительно. Также для энергетических кооперативов и остальных потребителей с установленной мощностью солнечной электростанции до 500 кВт.

Бесспорным плюсом данного законопроекта является то, что предприятия смогут наконец продавать государству излишки генерации своих солнечных электростанций. На сегодняшний день солнечные электростанции для предприятий на собственное потребление работают по двум разным сценариям:

  • ограничение излишков генерации – когда на предприятии установлен однонаправленный счетчик, и каждый киловатт, вышедший в сеть с предприятия через такой счетчик будет рассчитан как потребленный. Так что придется еще и заплатить за собственное поколение;
  • дарование излишков генерации ПУУ — когда на предприятии установлен двунаправленный счетчик и СЭС работает на полную мощность, но из-за отсутствия законного механизма произведенная электроэнергия просто дарится поставщику универсальных услуг.

Для коммерческих потребителей правила Net billing будут работать с совсем другими цифрами, чем для частных домохозяйств. Цена выкупа излишков генерации у коммерческих абонентов будет также равна стоимости электроэнергии на соответствующее время суток на рынке «на сутки вперед». И здесь уже нет никаких но. Если сравнить эту стоимость с рыночной ценой электроэнергии для юридических лиц, то увидим, что ценовой перекос здесь существует в другую сторону. Так цена на РСВ 2 – 4 грн./кВт*ч., а цена электроэнергии для юрлиц 5 – 7 грн./кВт*ч.

Следовательно, имея солнечную электростанцию ​​на предприятии для обеспечения собственных нужд, вы сможете продавать излишки ее генерации за полцены. Все же достаточно неплохо для отечественного бизнеса. Потому что абсолютное большинство таких СЭС работают с искусственным ограничением генерации. При этом ПУУ купив у вас вашу электроэнергию, продаст ее соседнему потребителю уже по рыночной цене, которая вдвое выше. Неплохо, неправда ли 😉

Генерация электроэнергии в селе, а потребление в городе

Проект закона также предлагает разрешить частным абонентам – физическим лицам, имеющим недвижимость в разных населенных пунктах перекрывать потребление одних объектов за счет генерации других. Речь пока идет именно о частных домохозяйствах, а не о юридических лицах. Согласно этому правилу вы можете установить в селе (где достаточно места) солнечную электростанцию ​​мощностью, скажем 30 кВт. В течение года она сгенерирует в сеть 30 – 40 тысяч киловатт*часов. И если вы имеете, к примеру, несколько других квартир или домов в пределах одного оператора системы распределения, то вы можете этими киловаттами перекрыть потребление таких квартир или домов.

О возможности внедрения такого механизма для закрытия потребностей коммерческих объектов, что было бы, безусловно, более интересным для инвесторов, в законопроекте четко не указано. Однако указано, что этот механизм будет доступен для частных домохозяйств.

Механизм самопроизводства и активный потребитель

В целом проект закона начинается с введения в обращение новых терминов. Вводится понятие активный потребитель

— потребитель или коллективный потребитель, который потребляет и сохраняет электрическую энергию, в том числе — производимую им из альтернативных источников энергии, или продает излишки производимой и/или сохраненной электрической энергии, или участвует в мероприятиях по энергоэффективности и управлению спросом при условии, что эти виды деятельности не являются профессиональной и хозяйственной деятельностью.

и механизм самопроизводства

схема поддержки активного потребителя, в том числе энергетического кооператива и частного домохозяйства, согласно которому происходит взаиморасчет стоимости объема отпуска электрической энергии, произведенной из альтернативных источников энергии, в электрическую сеть генерирующими установками таких потребителей и их стоимости объема потребления электрической энергии из электрической сети, а также возможность скопления средств в течение периода скопления в случае, предусмотренном настоящим Законом.

Новые правила игры на рынке солнечной энергетики. Что в итоге?

  1. С нового 2023 возможность новых инвестиций в «зеленый» тариф для частных домохозяйств исключается. Строить домашние солнечные электростанции для получения стабильного заработка на уровне 25% годовых в Евро с 2023 года не будет возможности. До конца этого года такая возможность есть. Все, кто имеет в настоящее время, или успеет оформить «зеленый» тариф до конца 2022 года, будут получать установленные на сегодня выплаты до конца действия закона о «зеленом» тарифе, то есть до 2030 года.
  2. У частных домохозяйств будет возможность продавать излишки своей генерации по цене покупки электроэнергии для населения. В этой связи будет смысл строить домашние солнечные электростанции соответствующей мощности, которая обеспечит годовую генерацию на уровне годового потребления. Это, в свою очередь, позволит отказаться от потребления газа и перейти полностью на электроснабжение дома.
  3. Предприятиям имеет смысл строить солнечные электростанции на собственное потребление, во-первых закрывая частично собственные потребности здесь и сейчас. Во-вторых, продавать излишки в сеть за полцены, накапливая на собственном счету денежный дебет. В осенне-зимний период года эти средства будут использованы для оплаты приобретенной сетевой электроэнергии.

В целом, по нашему мнению, предложенный законопроект значительно оздоровит сектор малой солнечной энергетики и действительно приведет к развитию распределенной генерации.

Если вы планируете строительство солнечной электростанции для домашнего использования или для обеспечения потребностей собственного бизнеса, обращайтесь в нашу компанию «ИНТЕЛ ИНЖЕНИРИНГ» за бесплатной консультацией. У нас есть богатый опыт реализации подобных проектов и мы с радостью вам поможем!


0/5 - Голосів: 0